Никогда не думала, что стану обслуживать водоматы
Журналистка провела один день, меняя фильтры в системе очистки воды
Станет ли она пить из автоматов, узнав изнанку технологического процесса?
Челябинская журналистка Татьяна давно завязала с водой из-под крана и от бутилированной тоже отказалась, отдав предпочтение уличным водоматам. Возле ее дома сразу два умных агрегата VODOROBOT бесперебойно поят микрорайон. Воды здесь можно набрать в любое время суток столько, сколько нужно. Вот только не дают покоя извечные вопросы. Кто следит за качеством и составом воды? Откуда она вообще берется? И если фильтруется, то насколько основательно? В поисках истины Татьяна отправилась постигать профессию инженера по обслуживанию водоматов в компанию VODOROBOT. Подробности — в нашем спецпроекте.
Техники в компании VODOROBOT называют аппараты по очистке питьевой воды фильтровальными станциями или родниками. Каждый такой «родник» подключен к городской сети холодного водоснабжения. Обыватель видит только блок розлива воды на торце дома, а сама установка водоподготовки скрыта от глаз покупателя в техническом помещении, куда Татьяне и предстоит проникнуть вместе с наставником Евгением. Он работает в компании с 2018 года.
День инженера начинается в 08:30. Выходя на смену, он берет в руки телефон и первым делом загружает онлайн-программу, в которой отображаются более 200 «водороботов» Челябинска и Копейска. Районы города поделены таким образом, что за каждым техником закреплена своя территория. Граница проходит ровно по Свердловскому проспекту. Калининский, Курчатовский районы и Шагол — одна часть, Центральный, Советский, Ленинский районы и Копейск — другая часть. Каждый техник видит на экране мобильного, что в данный момент происходит на всех станциях и где именно есть определенные задачи. Они могут быть абсолютно разными — экстренными и текущими.
— Как мне объяснили, нужно быть начеку, — говорит Татьяна, — задачи могут поступать с вечера или утром. Бывает, забит монетоприемник, а это иногда случается: подростки балуются и могут натолкать мусор в отверстие для монеток. Бывают поломки оборудования, или давление упало, или света нет во всём здании. В результате техник определяет сам или по согласованию с ведущим инженером, какие станции нуждаются в срочной помощи, а на какие можно заехать во вторую очередь. Так складывается маршрут дня. О проблеме в программе сигнализируют маячки — черный фонарик или красный треугольник. Капелька — значит, прямо сейчас кто-то наливает воду в бутыль. Умная система также сама оповещает, когда подошел срок замены фильтров или необходим технический осмотр.
Татьяне досталась задачка — планово заменить фильтры в водомате на Кудрявцева под чутким руководством Евгения. Это процедура выполняется на каждом водомате в среднем раз в три месяца, чтобы вода всегда сохраняла свое качество.
— Вам повезло, — говорит Евгений по пути на объект, — весной и летом станции гораздо меньше подвержены аварийным ситуациям. Зимой проблем побольше, они связаны, в первую очередь, с затрудненными подходами к водомату из-за снега или наледи, но бывают и экстренные ситуации. Например, в здании отключили свет. Если мы понимаем, что при морозе -10 градусов в доме произошло отключение электричества на 1–2–3 часа, инженер по обслуживанию водоматов оперативно приезжает, обезвоживает станцию и ее наружный блок.
Команда специалистов, обслуживающих водоматы VODOROBOT, — это не только сотрудники с базовым электротехническим образованием и навыком сантехнических работ, но и IT-специалисты, диспетчерская служба и служба благоустройства.
— Меня бы не взяли точно? — уточняет Татьяна.
— Вряд ли вы бы справились, — смеется Евгений, — это как если бы меня попросили написать статью.
— Слышала, что ваша компания единственная не использует накопительные баки? — спрашивает Татьяна.
— Наши фильтры прямоточные, — отвечает Евгений. — И производительность мембран обратного осмоса — основы нашей фильтровальной системы — почти 400 литров в час. Это позволяет не хранить воду в баках, а фильтровать напрямую в момент, когда покупатель пришел к водомату. Очистка происходит в несколько этапов. Сначала механическая фильтрация, чтобы устранить нерастворенные частицы, ржавчину, песок, другие примеси.
Затем вода под высоким давлением проходит через мембрану обратного осмоса, помещенную в специальный корпус. Это гарантирует удаление из воды тяжелых металлов и токсичных микроэлементов, в том числе и хлора, а также не оставляет шанса вирусам и бактериям. Угольный фильтр улучшает вкус воды, а перед розливом в тару вода проходит еще и через УФ-лампу. Начинаешь набирать воду в бутыль — видно мелкие пузырьки, вода насыщена кислородом.
Шаг № 1
В обязанности техника входит и дезинфекция внутренней камеры розлива антисептическими раствором, проверка работоспособности всех систем — от способов оплаты до подсветки, чтобы удобно было пользоваться аппаратом вечером.
Шаг № 2
Проверка воды на жесткость — это обязательная процедура. Набрали воду в емкость, проверили TDS-метром. Волшебная палочка с монитором — вроде крошечной лаборатории, она через доли секунды выдает вердикт — определяет жесткость воды. Показатель не должен превышать 50 ppm. В нашем водомате гаджет показывает цифру 19 ppm. Вода мягкая, слабоминерализованная, улучшает вкус пищи и напитков и безопасна для здоровья.
Шаг № 3
Калибровка. Система VODOROBOT — умная, но иногда случается, что водоматы не доливают или переливают воду. Самочувствие системы может меняться от давления воды в трубопроводе. Узнавать текущие параметры помогает датчик точного счетчика, который рассчитывает литроимпульсы и транслирует данные в программу. У Евгения есть специальная калибровочная емкость, которая позволяет проверить и отладить объём отпускаемой воды.
Шаг № 4
Самое интересное скрывается внутри. Идем в служебное помещение, чтобы планово заменить фильтры. У каждого картриджа есть определенный ресурс.
— Отключаем воду, меняем фильтры, включаем воду, смотрим на датчик давления — стрелки на приборах должны достигать отметки 6 атм. — это нормальное давление в системе. Затем меняем угольный фильтр. Именно он влияет на вкус воды, — инструктирует Евгений.
Когда все задачи выполнены, Татьяна заходит в программу и делает отметку о завершенной работе. Следующий пункт назначения — проверка нового водомата на улице Свободы перед акцией.
Каждый новый водомат VODOROBOT запускают торжественной акцией — раздают тонну воды бесплатно и объясняют жителям, как пользоваться системой. Открытию каждой точки предшествует длительный процесс установки, отладки, ожидания результатов проверки воды из лаборатории, проверки корректности работы всей системы.
— На каждом водомате VODOROBOT перед запуском и в процессе функционирования берутся пробы воды и производится анализ в лаборатории водоканала МУП «ПОВВ», — говорит директор челябинского подразделения компании VODOROBOT Виктор Ваценков, присутствующий на открытии нового водомата. — Мы делаем это по собственной инициативе — сами себя проверяем. И когда мы говорим клиенту, что у нас качественная вода, мы подтверждаем это детальным лабораторным исследованием. Мы показываем, что у нас вода — чистая и вкусная, прошедшая многоступенчатую очистку. Результаты открыто публикуем на информационных стендах. И делаем это регулярно, на сайте вообще выложены все протоколы с момента установки водомата.
Водоматы VODOROBOT установлены в густонаселенных кварталах Челябинска и Копейска, есть такие аппараты и внутри магазинов. Найти ближайший к своему дому водомат легко через мобильное приложение. При его установке начисляются бонусы, которыми можно оплатить первые 10 литров и попробовать чистую воду из родника VODOROBOT.
— Мне достался просто отличный и терпеливый наставник. Евгений по несколько раз объяснял все детали, отвечал на наивные вопросы, помогал справляться с физически сложной работой. Я так и не смогла сама открутить ключом колбу, в которой помещается фильтр. Мне разложили по полочкам, как устроены водоматы изнутри. И знаете, что самое сложное в работе инженера по обслуживанию водороботов? Сложное и в то же время важное. Ответственность за наше с вами здоровье. Он следит, чтобы мы пили правильную воду, всегда качественную, чистую и вкусную.
Опубликовано https://74.ru/text/longread/2022/04/28/71287904/